Как нужно вести себя родителям в
случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательное поведение предотвратить
(рекомендации для родителей)
1.Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку
в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: если ты себя так поведешь…, то мама с папой
тебя больше любить не будут! . Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием,
поступком, принимая личность ребенка в целом.
Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание,
а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за
назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не
можете: Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе.
Пожалуйста, поиграй сегодня один .
И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками,
подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.
2.Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).
3.Как уже упоминалось, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком,
иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные
чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для
окружающих, в спорте.
Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить,
а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать,
что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.
Единственно,
чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький.
Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает
поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность
и предоставляет средства.
4.Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его,
прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы
угомониться.
Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны
выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно
усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.
Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при
таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.
5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.
Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время
покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя
территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.
Ошибочным считается мнение
некоторых родителей, что у их детей от них не должно быть никаких секретов . Не допустимо рыться в его вещах, читать
письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем
расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.
6.Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в
начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из
детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких
негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.
Если вы видите, как ваш
ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите:
Максим не хотел обидеть тебя . Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.
Таким образом, вы лишаете внимания
своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в
одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.
7.Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, мы никого не бьем, и нас никто не бьет . Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди.
8.Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все,
чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: Мне нравится, как ты поступил. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители
действительно довольны ими.
Не стоит говорить: Хороший мальчик или: Хорошая девочка. Дети часто не обращают на это внимания.
Лучше сказать: Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним.
Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним. Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать,
что они могут произвести хорошее впечатление.
9.Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).
10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
11.В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.
12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную сердитую подушку для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
Рекомендации для родителей и учителей по работе с гиперактивными детьми.
Рекомендации родителям:
Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.
Учителям рекомендуется:
Итак, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления: 1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); 2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.
Как обращаться с детьми с Синдромом
дефицита внимания (СДВ) дома
(30 советов для родителей)
Нет простого решения, как обращаться с ребенком с СДВ дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.
Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми.
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Как готовить ребёнка к школе
(рекомендации для родителей)
1. Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
2. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и
требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
Не пугайте ребёнка будущими трудностями
в школе!
3. Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
Подготовка к чтению: 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать
слоги, а некоторые - и целые тексты. Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро.
Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно.
Это развивает артикуляционный аппарат.
5. Подготовка к письму: ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
. Подготовка к грамматике: ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки
по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он
умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные
грамматические единицы.
Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
Подготовка к математике: успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном
пространстве.
Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: вверх-вниз, вправо-влево, прямо, по кругу,
наискосок, больше-меньше, старше-моложе, горизонтально-вертикально и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку,
сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Запомните:
При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим
родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть
ленивым.
Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни
одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного
продвижения в учёбе для вашего малыша.
Советы выпускникам: как подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Подготовка к экзамену.
Сначала подготовь место для занятий убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу,
карандаши и т п.
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность Для этого
бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Составь план занятий Для начала определи кто ты - сова или
жаворонок, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы Составляя план на каждый день подготовки, необходимо
четко определить, что именно сегодня будет изучаться Не вообще немного позанимаюсь, а какие именно разделы и темы .
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего Но если тебе трудно раскачаться, можно начать с того
материала, который тебе больше всего интересен и приятен Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв Можно в это время помыть посуду, попить цветы, сделать зарядку,
принять душ.
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать
материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при
кратком повторении материала.
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки
ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на
заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься
с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все
планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена.
Многие считают, для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним
ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши
прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы боевого настроя. Ведь экзамен -
это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
В день сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск,
паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.